За последний год в российских поисковых сайтах произошли серьезные изменения. Согласно исследованию "Яндекса", наблюдающему за поведением российских пользователей интернета с сентября 1997 года, рунетчики стали задавать вопросы конкретнее, при этом сравнительно редко используют ненормативную лексику. Что касается топовых запросов этого популярного поисковика, то тут произошла настоящая революция: впервые "порно" сдало позиции, освободив место социальным сетям. Впрочем, в рейтинге запросов с мобильных телефонов социальная тематика сексуальную пока не победила.
Авторы исследования отмечают, что впервые за последние несколько лет существенно изменился список самых распространенных запросов. В первую десятку входят пять запросов, связанных с социальными сетями". Самые популярные запросы на сегодня - названия социальных сетей "Одноклассники" и "В контакте". В топ-50 самых частых запросов в августе 2008 года входит 12 запросов, связанных с социальными сетями.
Для сравнения, в январе 2007 года топ поисковик выглядел так: первое место занимало "порно", затем шли "погода", "знакомства", "mail.ru", "скачать", "работа", "сонник", "ваз", "из рук в руки", "гороскоп".
В августе этого года чаще всего запрашивали "одноклассники" и "в контакте". Слово "порно", по итогам исследования, стоит на третьем месте, за ним идут "погода", "mail.ru", опять же "вконтакте", "контакт", "однокласники" (именно в таком написании), "mail" и "зайцев нет".
Примечательно, что новые тенденции принесли в язык новые слова: до 2006 года запроса "вконтакте" без пробела не существовало, а теперь он - один из самых часто задаваемых.
Согласно НИНИ-индексу ("непостоянства интересов населения интернета"), в середине лета больший всплеск интереса вызвала радиопередача с участием Кати Гордон и Ксении Собчак, смерть Нонны Мордюковой и Михаила Пуговкина. Но в августе 2008 года интерес пользователей сместился в сторону российско-грузинского конфликта, олимпиады и - свадьбы Ксении Бородиной.
Также отмечен всплеск интереса к большому адронному коллайдеру. Помимо десятков тысяч запросов "адронный коллайдер" и "большой адронный коллайдер", пользователи искали "андронный коллайдер" и "андроидный коллайдер".
Вообще, различные ошибки и искажения содержит 14-15% всех запросов. Две трети всех ошибок - орфографические, четверть связана с лишними и пропущенными пробелами или со смысловыми ошибками, около 5% ошибок возникают из-за неверной раскладки клавиатуры.
Самая распространенная сейчас ошибка в поисковике - написание слова "одноклассники" с одной буквой "с". Несмотря на то что такой вариант написания встречается в 8 раз реже правильного, он все равно вошел в топ-10 запросов к "Яндексу" в августе 2008 года.
Любопытная картина складывается с написанием в запросе слов, не имеющих еще устоявшейся нормы написания. Например, "Яндекс" знает 12 вариантов написания слова риэлтор - от распространенного "риэлтор" или "риелтор" до экзотических "риэлтар", "реелтр".
Около 2,5% поисковых запросов сформулированы как вопрос. Наиболее часто у "Яндекса" спрашивают - "как". А вопрос "что" значительно популярнее вопроса "кто" - в частности вопрос "что делать?" интересует пользователей больше вопроса "кто виноват?".
Забавно, что в среднем 41 раз в месяц у "Яндекса" спрашивают "как пройти в библиотеку?", 53 раза - "зачем герасим утопил муму?" и 107 раз - "кто убил лору палмер?".
Иногда у "Яндекса" запрашивают информацию по отдельным буквам и цифрам. Вообще, пользователей интересуют все буквы русского алфавита, но больше всего - предлоги и однобуквенные союзы (например, "и" в августе 2008 искали 4385966 раз), а меньше всего - "ъ" (меньше 9000 запросов в месяц).
По данным TNS на август 2008, ежемесячно поиском на "Яндексе" пользуются 66,7% российских пользователей интернета - поэтому данные о поисковых запросах пользователей этого сайта можно считать репрезентативными для большей части аудитории русскоязычной сети. Поиском на Mail.ru (по технологии "Яндекса") пользуется 27,2% россиян, поиском на "Рамблере" - 28,3%. Поисковая система Google в исследованиях TNS не участвует.
"Яндекс" является одним из крупнейших российских порталов, основным сервисом которого является поисковая система. По данным компании, ежедневная аудитория портала составляет около 5 млн. человек.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников